Учебно-методическое пособие "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

[НАЧАЛО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА]

ВВЕДЕНИЕ

«Детство – есть та великая пора жизни,
когда кладется основание всему будущему
нравственному человеку»
Н. Шелгунов

В настоящее время происходят значительные изменения во всех сферах жизни человека и общества в целом. Эти проявления мы не только наблюдаем, но и ощущаем непосредственно на себе, являясь участниками глобальных перемен в системе образования и на рынке труда. Интенсивно модернизируются все сферы жизни и деятельности человека, появляются новые профессии, мир стремительно развивается.

На первый план выходят социальные и воспитательные проблемы, вопросы бытия человека, общества, этноса, отдельно взятой страны и человечества в планетарном масштабе.

В условиях быстрого развития технологий, внедрения компьютеризации, роботизации и нейросетей, не всегда представляется возможным определить перспективность и востребованность существующих профессий. Становится сложнее ориентироваться на стратегию развития себя с точки зрения формирования актуальных в последующие годы профессиональных, надпрофессиональных и универсальных жизненных умений и навыков.

Задача педагогического и родительского сообществ помочь детям в развитии и выстраивании индивидуальной траектории профессионального будущего с учетом  нравственных и социокультурных ценностей; стрессоустойчивого и эмоционально-положительного отношения к изменениям предлагаемых обстоятельств, коммуникативных навыков; формировании первого положительного опыта в преодолении трудностей при овладении основами мастерства, умении распределять свое время, приобретении других универсальных жизненных и будущих надпрофессиональных компетенций.

Успешному решению связанных с этих задач способствуют современные технологии в образовании и ранней профориентации детей 5 - 12 лет с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья. Почему именно этот возраст?

С точки зрения психологов именно этот возрастной период является самым пассионарным в развитии. Он проявляется в жизненном укладе детей как время свободы, игры, любопытства, страсти к экспериментированию и жизни в удовольствие. В этом возрасте маленький человек развивается особенно быстро: познает предметный мир, узнает о связях предметов и явлений окружающего мира, интересуется деятельностью взрослых и их профессиями: пробует, выбирает, соревнуется.

Будущее целого мира ребенка может зависеть от одной ошибки в воспитании и образовании, допущенной взрослыми. Важно правильно организовать эту деятельность с детьми и обеспечить ее наполнение интересным и полезным содержанием.

Наш многолетний опыт доказывает, что раннюю профориентацию сложно переоценить. Она является уникальным фундаментом, на основе которого на качественно новом уровне закладываются базовые умения и навыки для дальнейшего разностороннего развития детей.

Отметим, что ранняя профориентационная направленность деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста не носит характер обязательного выбора, но приобретаемые в этом возрасте умения и навыки ценностны тем, что станут базовыми и помогут в юношеском возрасте решать вопросы самоопределения, личностного развития и точнее спрогнозировать профессиональные предпочтения.

Представленная в книге инновационная интегративная педагогическая система является целостной, упорядоченной, комплексной и взаимосвязанной.  Она объединила все ранее разрозненные и неустойчивые составляющие в ранней профориентации обучающихся 5 - 12 лет и направлена на полноценное участие и взаимодействие всех сторон образовательного процесса на протяжении образовательного года.

Наша система может использоваться как самостоятельная полноценная модель по ранней профориентации или модульно встраиваться во все виды деятельности ребенка в образовательной организации и вне ее.

В основу нашей модели по ранней профориентации заложены оригинальные и привлекательные авторские идеи, нацеленные   на решение актуальных целей и задач педагогического, детского и родительского сообществ.

Разработанная инновационная интегративная педагогическая система (модель) позволяет обеспечить развитие универсальных жизненных и будущих надпрофессиональных компетенций: когнитивную и физическую активность, трудолюбие, креативное поведение, формирование нравственных устоев, экологической культуры и активной гражданской позиции. 

Академия «МАСПО» с 2017 года проводит научную и практико-ориентированную экспериментальную деятельность совместно с государственными образовательными организациями.

За эти годы пилотными научно-экспериментальными площадками в области естественно-научных знаний и ранней профориентации стали более 30 государственных образовательных организаций. Интересная и продуктивная совместная работа позволила разработать «Модель по ранней профориентации» в формате Чемпионата с игровой и соревновательной составляющей с учетом ведущих видов деятельности в дошкольном и школьном детстве, провести апробацию и внедрение более 20 компетенций [4].

Пионерами пилотной работы стали шесть государственных дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга: ГБДОУ детский сад № 39 Калининского района, ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района, ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района, ГБДОУ детский сад № 103 Невского района, ГБДОУ детский сад № 5 Невского района, ГБДОУ детский сад № 106 Фрунзенского района. Мы особенно признательны руководителям этих учреждений за доверие и встречное желание разработать нечто новое в направлении воспитания и социализации детей.

К 2020 году экспериментальная научная пилотная деятельность Академии «МАСПО» существенно расширилась до партнерства с двенадцатью государственными образовательными организациями СПб, а к 2021 году их количество увеличилось до двадцати одного учреждения (Приложения 1,2).

При участии социальных партнеров с 2019 года идеальным развивающим пространством для проведения очных соревнований и торжественного награждения победителей стали парадные залы Российского Этнографического Музея (РЭМ), Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга (ДУМ СПб), Государственного Русского музея (ГРМ): Михайловского замка и Кордегардии. Традиция проведения мероприятий в музейных пространствах Санкт-Петербурга стала визитной карточкой Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ®.

С 2020 года Государственный Русский музей (ГРМ) стал соучредителем Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ®. Совместная работа со Службой «Российского центра музейной педагогики и творческих инициатив Русского музея» позволила выйти на новый уровень повышения профессиональных и надпрофессиональных компетенций экспертов и педагогов - наставников в сфере ранней профориентации. 

Сотрудничество с ГРМ обеспечивает дополнительные возможности привития основ нравственно-эстетических ценностей детям и развитию их творческих способностей, обеспечивает поддержку и сохранение семейных ценностей, формирование культурного кода у подрастающего поколения будущих профессионалов.

Представленные в этой книге материалы дают уникальную возможность использования апробированной и внедренной в Санкт-Петербурге интегративной педагогической системы по ранней профориентации в любом другом регионе с включением региональной составляющей. Методические продукты подкреплены большим количеством иллюстраций, фото- и видеоматериалов в интерактивной форме (QR-коды для просмотра).

Ярким примером внедрения нашей интегративной педагогической системы по ранней профориентации является ежегодное проведение Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® в других регионах, например в г. Златоуст, Челябинской области при поддержке МКУ Управления образования и молодежной политики Златоустовского городского округа и Совета по образованию при Главе Златоустовского городского округа. Коллеги умело демонстрируют преемственность ДОУ-ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ, популяризируя рабочие профессии; волонтерство и наставничество со студенческих лет.

Благодарим единомышленников, социальных партнеров, представителей пилотных площадок, руководителей государственных образовательных дошкольных и школьных учреждений, опорного центра по ранней профориентации «Центр Невский» Невского района СПб, организаций дополнительного образования Санкт-Петербурга за большой вклад в развитие проекта по ранней профориентации в формате Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® в Санкт-Петербурге и участие в разработке интегративной педагогической системы по ранней профориентации.

Особую признательность выражаю ректору Академии «МАСПО» Роману Юрьевичу Овсянникову и руководителю учебного отдела Жанне Степановне Муравицкой за многолетнюю поддержку, понимание и помощь в развитии наших авторских идей и реализации проектов.

Марина Вячеславовна Вечер

 

Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1.1. Теоретико-методологическое обоснование разработки интегративной педагогической системы по ранней профориентации для детей 5 - 12 лет с нормативным развитием и ОВЗ

Прежде чем познакомить читателей с программно-методическими материалами интегративной педагогической системы по ранней профориентации (далее - интегративная пед. система по РПО) обратим внимание на актуальность и значимость этого проекта.

В трудах педагогов прошлого и в современной научной литературе проблема профориентации рассматривается во многих аспектах: доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте; определены пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых; представлены авторские определения ранней профориентации.

В исследованиях отечественной педагогики и педагогической психологии заложены основы толкования ранней профориентации как необходимого направления воспитания детской личности и формирования у детей реалистической картины мира.

Автор Кондрашов В.П. в учебно-методическом пособии «Введение дошкольников в мир профессий» дает определение содержанию понятия "ранняя профессиональная ориентация дошкольников» как специально организованному информированию дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающему у детей определенный опыт профессиональных действий и профессионального поведения [18].

По нашему мнению, для современного ребенка недостаточно организованного информирования о мире профессий проводимого через игровую деятельность.

В нашем понимании «ранняя профориентация» – это направление в дошкольной и школьной педагогике, которое подразумевает систему мероприятий, направленных на выявление интересов, способностей, стимуляцию и поддержку развития личностных качеств, формирование трудолюбия, представлений о современных профессиях, универсальных жизненно важных умений и навыков обучающихся.

По мнению А.Н. Леонтьева, у детей старшего дошкольного возраста уже есть возможность оценивать деятельность другого человека и сравнивать себя с ним. В этом возрасте наблюдается прямой интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте в большей степени происходит только подражание и имитация трудовых действий взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети владеют элементарными знаниями по отдельным профессиям и тому, что с ними связано [24].

Поиск наиболее эффективных условий для ознакомления дошкольников и младших школьников со взрослой профессиональной деятельностью и разработка концепции формирования представлений о мире профессий среди дошкольников с разными стартовыми возможностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), чрезвычайно актуальны. Еще 70 лет назад Л.С. Выготский в статье «О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка» писал: «...центральной методологической проблемой является подход к труду с точки зрения развития трудовой деятельности по возрастам» [6].

Вопрос о том, когда и при каких условиях в онтогенезе впервые возникает потребность трудиться и интерес к будущей профессиональной деятельности, остается дискуссионным.

По нашему мнению, ранняя профориентация несет в себе ключевую идею: чем раньше, тем лучше. Психолого-педагогический подход в наставничестве позволяет обеспечить деятельность детей на первом базисном уровне, начиная с 5 лет. По мере взросления, с 11 - 12 лет наступает следующий уровень профориентации с учетом преемственности.

В последние годы назрела необходимость разработки новационной психолого-педагогической системы, которая может эффективно способствовать поступательному психическому развитию ребенка в процессе его возрастного развития, в координации изменений, происходящих в психике ребенка, в выявлении условий, при которых могут развиваться его будущие профессиональные устремления и жизненно важные компетенции [21].

Достаточно авторитетным считается мнение Е.А. Климова, создавшего дифференциально-диагностический опросник, с помощью которого определяют склонность учащихся к типам профессий («человек- человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-природа» и др.).  Применительно к дошкольнику такая задача не ставится, но отмечается, что существует стадия допрофессионального выбора, захватывающая период дошкольного детства и сохраняющаяся в период подросткового возраста. Считается, что чем больше ребенок будет знать о профессиях своих родителей и других людей, тем более осознанным и полноценным будет в дальнейшем его собственный выбор профессии [16].

В отечественной истории педагогики выделяют вклад К.Д. Ушинского, разработавшего подходы к проблеме ранней профориентации. Ученый считал, что необходимо прививать детям любовь и уважение к труду наряду с привычкой работать [35]. Особый вклад внес А.С. Макаренко, внедривший идею учета индивидуальных особенностей и способностей детей в процесс трудового воспитания [26, 27].

1.2. Представление интегративной педагогической системы по ранней профориентации для детей 5 - 12 лет с нормативным развитием и ОВЗ: от идеи к реализации

Одним из направлений нашей научной пилотной деятельности с образовательными организациями Санкт-Петербурга стала идея разработки проекта с новыми подходами к организации и проведению ранней профориентации. Участниками проекта стали специалисты системы образования, родители и обучающиеся с разными стартовыми возможностями – дети с опережающим развитием, нормотипичные дети и дети с ОВЗ.

С 2017 года с целью развития проекта по профориентации мы проводили разработку, апробацию и внедрение наших первых практик совместно с представителями пилотных площадок – государственными дошкольными образовательными учреждениями Санкт-Петербурга.

В 2019 году нами были проведены первые соревнования на уровне города по пяти компетенциям для дошкольников. С целью их проведения была разработана система оценивания деятельности и готовых продуктов, выполненных конкурсантами.

В течение обозначенного периода наша соревновательная модель в формате Чемпионата по РПО показала свою продуктивность и перспективность, получила высокую оценку и поддержку со стороны ученых, педагогов, детского и родительского сообществ [4, 5].

Параллельно с проводимыми научными и практико-ориентированными исследованиями, апробацией и внедрением разработок в выбранном нами направлении, мы занимались изучением опыта других регионов России.        

В Москве детский Чемпионат KidSkills начал проводиться с 2018 года в рамках пришедшего в Россию международного движения WorldSkills
(в переводе с английского - «мировые навыки»),  направленного на содействие в выборе профессии молодежью, в том числе посредством профессиональных проб и с ориентиром на опережающую подготовку кадров. Познакомившись с системой профориентации WorldSkills, действовавшей в России и проводимых в отдельных регионах мероприятий KidSkills, отметим моменты, с которыми нам сложно согласиться:

  • название «KidSkills» в прямом переводе и без адаптированного русского варианта не отражает глубины и сути проекта, не очень понятно детям, родителям и педагогам по своей сути;

  • в строгих рамках продиктованы конкретные стандарты и условия соревнований;

  • существует заметная разница в отечественной и зарубежных системах образования, воспитания и подходах к решению образовательных и профориентационных задач.

Это значит, что мы должны обратить внимание на достоинства иностранного опыта, но опираться на свою идею, традиции, философию воспитания и образования подрастающего поколения, русский язык, как межнациональный в Российской Федерации, свою культуру и региональную составляющую с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования (ФГОС) [36, 37]. В этих базовых документах определена важность приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, получения ими первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, получение знаний о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Для разработки интегративной пед. системы по РПО детей 5 - 12 лет необходимо было обеспечить объединяющую идею, наполнить её своим содержанием, а не действовать путем слепого заимствования и подражательства.

Дополнительным импульсом к продолжению работы по ранней профориентации и дальнейшему проведению в Санкт-Петербурге  Чемпионата для обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, стала «Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга» на период до 2035 года, утвержденная постановлением Правительством Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №771-164 и «План мероприятий по реализации в 2020-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которым предусмотрено проведение фестивалей, конкурсов, экскурсий по популяризации научных знаний, культуры здоровья, трудового воспитания, профориентации и экологического просвещения детей.

Ориентир на потребности своевременного и непрерывного обновления содержания образования, форм и методов работы на всех ступенях в системах как общего, так и дополнительного образования требует высокого профессионального уровня от педагогов и наставников в работе с детьми. Необходимо признать, что педагогическое сообщество пока не сформировало единого подхода к институту наставничества для детей 5 - 12 лет.

В нашей работе мы столкнулись с отсутствием педагогов, прошедших обучение по наставничеству, экспертной деятельности и ранней профориентации для детей 5 - 12 лет. В связи с этим возникла насущная необходимость повышения квалификации педагогов и специалистов в сфере наставничества, его популяризации и демонстрации отличия от непосредственно образовательной и воспитательской деятельности.

Перед нами стояла наиважнейшая задача: одновременно подготовить первых пятьдесят педагогов–наставников, Главных экспертов, технических директоров.

Впервые с этой целью мы разработали и реализовали программы курсов повышения квалификации, провели обучающие семинары по наставничеству и экспертной деятельности, установочные совещания и мастер-классы; обеспечили погружение детей в профориентационную среду с привлечением родительской поддержки. Дети с пяти лет получили возможность продемонстрировать свои новые умения и навыки в Чемпионате на городском уровне в ноябре 2019 года.

 С 2018 по 2021 годы в рамках совместной деятельности с представителями пилотных площадок нами был проделан путь от идеи до представления полноценной «интегративной пед. системы по РПО», отвечающей современным вызовам социума, детским и родительским запросам, с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

В настоящее время наша интегративная педагогическая система по РПО включает в себя комплекс взаимосвязанных блоков, каждый из которых является полноценным направлением деятельности всех заинтересованных сторон (рисунок 1).

Рис. 1. Интегративная педагогическая система
– комплекс взаимосвязанных блоков

В рамках реализации интегративной пед. системы по РПО на региональном и всероссийском уровнях совместно с социальными партнерами проводятся ежегодные конференции, семинары и мастер-классы, разрабатываются методические продукты и новые компетенции для Чемпионата.

По мере осуществления проекта мы все больше внимания уделяли его   когнитивному аспекту, тому, что относится к развитию умственных способностей и потенциалов, социально-коммуникативных умений и навыков детей с разными интеллектуальными, сенсомоторными и речевыми возможностями.

Ведущая и стержневая роль в представленной системе отводится методическому блоку – Чемпионату «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® для детей 5 - 12 лет с нормативным развитием, одаренных и с ОВЗ.

Логически выстроенное участие в Чемпионате от этапа к этапу с погружением в профориентационную деятельность позволяет обеспечить промежуточное и финальное оценивание умений, навыков и достижений конкурсантов и педагогов-наставников.

Для Чемпионата было необходимо придумать такое название, чтобы оно стало понятным и близким как взрослому, так и ребенку. С нашей точки зрения название «KidSkills» («детские навыки» в переводе с английского) как название Чемпионата не отражает той философии, которую мы хотели вложить. Такой Чемпионат должен быть направлен не на оценку приобретенных навыков, а на развитие потенциалов ребенка. Мы стремились, чтобы он обрёл своеобразие, сохраняя принадлежность и отношение к общему движению по профориентации, и дали ему название «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ®. За годы работы название Чемпионата стало фирменным брендом.

Научно-методическая работа с представителями пилотных площадок и социальными партнерами продолжается по настоящее время. Это делает возможным проведение мероприятий по дальнейшей разработке, апробации и внедрению новых инженерных, технических и творческих компетенций Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® на основе идеи образования для всех и для каждого.

В рамках Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® осуществляется:

- подготовка Главных экспертов компетенций Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ®;
- обучение педагогов наставничеству;
- формирование системы наставничества и экспертного сообщества;
- вовлечение в деятельность по направлению ранней профориентации образовательных организаций и учреждений дополнительного образования;
- определение уровня сформированности надпрофессиональных компетенций и их развитию у педагогов-наставников;
- совершенствование соревновательной системы для дошкольников и младших школьников по будущим профессиональным компетенциям;
- разработка конкурсных, тренировочных кейс-заданий и инфраструктурных листов;
- разработка регламента проведения этапов Чемпионата в дистанционном формате;
- обеспечение гармоничного и всестороннего развития личности детей 5 - 12 лет.

 Академия «МАСПО» совместно с представителями пилотных площадок и социальными партнерами в рамках реализации интегративной пед. системы по РПО разрабатывают тренировочные и соревновательные кейсы Чемпионата, внедряют в работу новые технологии, направленные на развитие у детей 5 - 12 лет:

- универсальных жизненных и будущих надпрофессиональных компетенций;

  • навыков практического решения задач в конкретных ситуациях при выполнении тренировочных и конкурсных заданий;

  • когнитивной сферы и формирование навыков самостоятельной работы у обучающихся с использованием различных форм и видов доступной и интересной для них деятельности;

  • универсальных жизненных, предпрофессиональных и надпрофессиональных умений и навыков.

Приоритетной задачей является обеспечение равных условий участникам Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® с учетом их возрастных, индивидуальных стартовых возможностей и особенностей развития детей с ОВЗ.

Оригинальность нашей модели ранней профориентации с игровой и соревновательной составляющей заключается в том, что:

- Чемпионат проводится на протяжении всего образовательного года;
- участники погружены в увлекательный процесс, в котором дети не замечают перехода от игры к труду;
- участие в Чемпионате приводит к трудовому желанию и получению наслаждения от усердия, уверенности в своих возможностях.

Постепенное продвижение конкурсанта совместно с педагогом-наставником от этапа к этапу Чемпионата в течение всего образовательного года позволяет ребенку присвоить новые знания, умения и навыки, неоднократно пережить чувство удовлетворения от приносимой пользы другим. В этом случае, с точки зрения психологической составляющей, собственная радость совпадает с радостью другого человека и возможностью осознания доставления удовольствия как самому себе, так и получателю услуги или продукта. Такой социальной феномен, является профилактикой и компенсацией негативных процессов формирования в детской среде общества потребления и приобретает особую значимость в связи с тем, что современный ребенок живет в мире изобилия, готовых решений и готовых продуктов.

При разработке содержательных аспектов Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® мы опирались на передовые мысли и труды ученых - приверженцев отечественных традиций «гуманной педагогики». 

Нас продолжают вдохновлять идеи Б.Г. Ананьева о том, что вся система педагогических приемов должна быть построена с учетом личных психических возможностей и стартовых резервов человека таким образом, чтобы они могли переводить ребенка на новый, более высокий уровень психического развития и социализации. Б.Г. Ананьев отмечал: «без обучения самому труду, без включения его в процесс игры и учения невозможно сформировать готовность к трудовой деятельности» [2].

Обратим внимание и на непреходящую актуальность и современность методики трудового воспитания А.С. Макаренко, на его высказывания о необходимости основываться на общей организованности жизни, повышении культурного уровня, организации тона и стиля всей работы и ее здоровой ясной перспективы. А.С. Макаренко призывал педагогов и родителей обращать особое внимание на каждого ребенка, на его удачи и неудачи, его затруднения, особенности, стремления [26, 27]. На наш взгляд, только такой подход в реализации Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® может быть позитивным и современным.

Масштабный проект не может обойтись без символики и атрибутики, которые делают его более ярким, запоминающимся, привлекательным и игровым. С этой целью мы разработали и зарегистрировали патентное право на необходимый комплект - «брендбук» (рисунок 2): 

  • символ Чемпионата - «Умейка» и игровой момент «Разбуди Умейку»;

  • слоган Чемпионата: «Я умею! Я могу!»;

  • фирменный стиль и атрибутику.

Рис. 2. Фирменный стиль и атрибутика Чемпионата

Первые компетенции Чемпионата отбирались с особенной осторожностью, пониманием, что они не должны дублировать деятельность обучающихся по образовательным программам детских садов, но основываться на уже сформированных умениях и навыках детей.

К Чемпионату 2020-2021 года совместно с Главными экспертами Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® были разработаны и апробированы 17 компетенций.

К 2021 году ГБДОУ - наши первые пилотные площадки – уже выпустили два, а некоторые и три поколения выпускников. Стало очевидно, что, развивая преемственность, мы готовы разрабатывать компетенции Чемпионата для обучающихся младших классов. Это послужило импульсом для появления пилотных площадок – школ и учреждений дополнительного образования (Приложение 2), с которыми мы успешно апробировали и внедрили целую линейку компетенций для обучающихся 7-12 лет и их количество продолжает расти.

 

Церемония Торжественного закрытия Чемпионата «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® 2021-2022, Георгиевский зал Михайловского замка, Санкт-Петербург

В Чемпионате «УМЕНИЯ ЮНЫХ» KidS ® 2021-2022 соревнования проходили по 22 компетенциям. В настоящее время ряд новых компетенций находятся в стадии разработки и будут представлены в Чемпионате 2023-2024.

Еще одним важным направлением в разработанной интегративной пед. системе по РПО является методическая и организационная деятельность Академии «МАСПО» по объединению педагогов из разных учреждений города в одну команду, развитию профессиональной корпоративной этики, обучению педагогов ораторскому искусству, умению защищать свои проекты, не стесняться выступать перед коллегами, открыто делиться наработками.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что наша система взаимодействия с представителями пилотных площадок успешно работает и взаимный интерес к дальнейшему сотрудничеству не угасает.

Нами обучено наставничеству более 1500 педагогов Санкт-Петербурга и других регионов России, сформировано экспертное сообщество по ранней профориентации.

Первые пилотные площадки уже стали ресурсными центрами Академии. Они делятся опытом на районном, городском и всероссийском уровне, продолжают разрабатывать методические материалы и совершенствовать программы для обучающихся по выбранным направлениям, способствовать привлечению внимания родителей к значимости ранней профориентации для успешного и гармоничного развития их детей...

[КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА]

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ И ПРИОБРЕСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ МОЖНО ПО ПОЧТЕ:
info@academprofi.ru