Ранняя профориентация как образовательный компонент для эффективного формирования картины и образа мира...

Ранняя профориентация как образовательный компонент
для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка,
в том числе профессиональной составляющей жизнедеятельности людей.

 

Вечер Марина Вячеславовна,
д-р философии в обл. психологии (PhD), канд. психол. наук,
проректор Академии «МАСПО»
e-mail: m.vecher@academprofi.ru
 
Грызлова Людмила Николаевна,
заведующий ГБДОУ №5 комбинированного вида, Невского р-на СПб
e-mail: sad-alenka@mail.ru
 
Чаплинская Лилия Николаевна,
заместитель заведующего ГБДОУ №5 комбинированного вида, Невского р-на СПб.
e-mail: liliya.chaplinsk@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней профориентации в дошкольном образовании. На основе анализа нормативных документов определяются приоритеты ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых и формирование социальных компетенций, надпрофессиональных компетенций обучающихся.  Представлен опыт работы инклюзивного детского сада, ГБДОУ №5 комбинированного вида, Невского района Санкт-Петербурга – пилотной площадки Академии «МАСПО», по направлению ранней профориентации.

Ключевые слова: профориентация, компетенция, игровая деятельность, педагог – наставник.

         В современной педагогической практике уже не первый год  поднимается вопрос о ранней профориентации обучающихся старшего дошкольного возраста. На фоне возрастающего интереса к этой теме  существуют противоречия между недостаточной разработанностью научно-методических основ этого направления с одной стороны,  и с другой стороны дефицитарности средств реализации потребностей обучающихся в системе раннего формирования представлений о мире профессий. Целью ранней профориентации, по мнению Н.Н. Захарова [2], является формирование у обучающихся эмоционального отношения к профессиональному миру, в предоставлении им возможностей использовать свои умения и навыки, применять свои силы в доступных видах деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО [1].       
     Наш детский сад, являясь пилотной площадкой АНО ДПО «Международная Академия Современного Профессионального Образования» (Академии «МАСПО») активно участвует в исследовательской и практической работе по данному направлению. Как разработчики компетенции «Юный мастер линии упаковки готовой продукции» Чемпионата «KidSkills» для детей с особыми образовательными потребностями (ООП), мы сформулировали для себя проблему практико-ориентированного исследования: поиска эффективных условий, форм,  средств и методов работы по ознакомлению дошкольников пяти-восьми лет с профессиональным трудом взрослых.
         Поскольку основным видом деятельности является игровая, мы считаем, что в основу системы ранней профориентации системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе. Такое положение и определило выбор темы нашей пилотной деятельности: разработка модели ранней профориентации обучающихся в инклюзивном детском саду на примере участия в Чемпионате  «KidSkills» и формирования представлений обучающихся о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников".   
         По нашему мнению, успешной будет являться  такая педагогическая система по формированию представлений о мире профессий у дошкольников, которая предполагает участие ребенка в деятельности не только в стенах образовательной организации, но и в масштабных городских мероприятиях с обязательным включением всех участников образовательного процесса: ребенок-наставник-родитель. В нашем понимании такой моделью является участие в соревновательном движении Чемпионата «KidSkills», которое в настоящее время апробировано нами как успешное. В ходе участия наших педагогов-наставников, экспертов и обучающихся в этом движении, нами была отмечена положительная динамика развития всех основных линий развития детей с ООП, возрастного развития, качественных и количественных изменений навыков и умений, в том числе универсальных, выявлены условия, при которых возможно развитие у ребенка спектра профессиональных интересов и возможности построения будущей профессиональной составляющей его «образа - Я».  

         В своих трудах известный педагог и психолог Шота Амонашвили подтверждает связь между принятием ребенком образа взрослого, его деятельностных качеств и непосредственно развитием восприятия мотивационной сферы, произвольности поведения ребёнка-дошкольника, стремлением самого обучающегося проявлять их в культурных практиках детства, и порождением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением  подражать и быть похожими на взрослых. Автор отмечает, что дети наделены страстью к взрослению, а задача педагога поддерживать его через качественный процесс образования и собственный профессионализм, необходимо поручать детям посильные дела взрослых, устанавливать сотруднические добрые взаимоотношения и выстраивать гибкую систему поддержки [4].

        Работа по формированию представлений о труде взрослых и собственных умений ребенка должна строиться с эмоционально положительным фоном, через сотрудничество  педагога – наставника и ребенка. 

         Л.И. Сайгушева отмечает, что воспитанию у обучающихся первой образовательной ступени уважительного отношения к профессиям взрослого способствует эмоциональная насыщенность средств воспитания, специальные методы воздействия на детей, затрагивающие их эмоциональную сферу [3]. Для нас, очевидно, что ранняя профориентация - это интересно.  Детский сад – это своего рода «репетиция» перед встречей с большим миром. И чем качественнее она пройдет, тем легче будет ребенку адаптироваться в будущем, найти свое любимое занятие, свою профессию. Играя, дети знакомятся с трудом и профессиями взрослых. В игре, как ведущей деятельности дошкольника, формируется  привычка трудиться, интерес и уважение к труду, проявляется удовлетворение от процесса труда и его результата, чувство гордости за свое дело.                                                                 

         Наш детский сад – инклюзивный, в нем обучаются дети с разными стартовыми возможностями. В детском саду широко представлены возможности дополнительного образования для обучающихся как  с нормативным развитием, так и для детей с ОВЗ. Участие в работе кружков даёт возможность  расширить представления  о мире, социуме и  профессиях. Символ Конкурса и Чемпионата «KidSkills» - фантазийный герой «Умейка», а символ дополнительных программ (кружков) нашего детского сада – это придуманный нами персонаж «ПРОФиК», который помогает детям в их увлекательном путешествии в мир профессиональных компетенций.

         2 ноября 2019 года  в Санкт-Петербурге, в «Российском Этнографическом музее», проходил первый городской Санкт-Петербургский детский конкурс «Я умею, я могу!» (KidSkills). Являясь пилотной площадкой Академии «МАСПО», наши обучающиеся не только успешно участвовали, но и стали победителями и призерами в двух компетенциях соревнований Конкурса «Я умею, я могу! («KidSkills»)» в компетенциях «Юный ландшафтный дизайнер (ландшафтный городской дизайн)», представив экспертному жюри свои дизайнерские проекты и «Флорариум», создавая флорариумы.

          В настоящее время педагогами детского сада ведется большая работа по разработке и апробации тренировочных кейсов и конкурсного задания для обучающихся  пяти-восьми лет с особыми ООП для Чемпионата «KidSkills»  в компетенции «Юный мастер линии упаковки готовой продукции» (картонажное дело). Проводятся обучающие семинары для наставников команд, прошедших в третий финальный этап чемпионата, который состоится 16 апреля 2021 года.

       Актуальность компетенции: в дошкольном возрасте обращение к миру профессий рассматривается нами как начальный этап ранней профориентации.  Современная образовательная компетенция «Юный мастер линии упаковки готовой продукции» позволяет обучающимся с ОВЗ освоить технологию изготовления упаковки, что способствует развитию внимания, памяти, мышления, будущих профессиональных и надпрофессиональных навыков и умений, поможет самореализоваться ребенку в будущем в данной и смежных компетенциях.

         Мы разработали, апробировали и предлагаем коллегам – наставникам использовать в работе по ранней профориентации серию заданий для обучающихся различной степени сложности и адаптированных для детей с ООП на выбор.

 В результате ребенок:

- получает представление о профессии упаковщик, дизайнер;

- осваивает умение  создавать продукт с дизайнерской составляющей;

- выполняет последовательно работу по инструкции взрослого;

- овладевает навыками оформления разных упаковок с помощью элементов декора;

- развивает конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

         Почему нужно участвовать в Чемпионате «KidSkills»?

         Участие в Чемпионате поможет детям еще в дошкольном возрасте участвовать в масштабном городском мероприятии, проявить свои сильные стороны и пережить свою минуту славы, а педагогу - наставнику пройти курс повышения квалификации и обрести новые знания по наставничеству и экспертной работе в профориентационном движении, обрести дополнительные темы по включению родительского состава к совместной деятельности.

        Список литературы:                                                                                

  1. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь­ного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министер­ства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - режим доступа: fgos.ru.
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
  3. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 221 с.
  4. Шота Амонашвили. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни. ООО «Амрмта», 2012.