В современном мире требования к преподавателям меняются столь быстро, что «срок годности при хранении» знаний, полученных дипломированными кадрами, становится все короче. Поэтому руководству Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Республики Таджикистан приходится, наряду с подготовкой и переподготовкой своих педагогов, заботиться о регулярном повышении их квалификации, используя мировой педагогический опыт.
Подготовка успешных руководителей многоуровневых образовательных организаций, эффективно реализующих задачи модернизации и оптимизации образовательного процесса является наиболее острейшей задачей стоящей перед Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования МО Таджикистана.
В июне 2017 года, была достигнута договоренность между ректором Международной Академии Современного профессионального образования Овсянниковым Романом Юрьевичем и ректором Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МО Таджикистана во главе с Хонали Курбонзода о совместной деятельности в области образования.
По намеченной программе, которая была запланирована отделом международных отношений института под руководством Бабаевой Х. С., 18–23 сентября 2017 года, были организованы совместные курсы с Академией Современного Образования Санкт-Петербурга, «Менеджмент и управление в образовании» и «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном и среднем уровне общего образования».
В день открытия курсов, ректор Международной Академии Современного Образования Овсянников Роман Юрьевич познакомил слушателей с основными направлениями и структурой Академии, рассказав о преподавательском составе, об основных направлениях курсов, о проведении корпоративных семинаров и тренингов на местах.
О самых интересных проектах и поставленной научной и методической работе заинтересовала слушателей проректор Академии Вечер Марина Вячеславовна.
Серию интереснейших лекций по теме: «Менеджмент и управление в образовании» прочитала кандидат экономических наук Наталья Андреевна Брейдер, руководитель направления «Менеджмент и экономика» Международной Академии Современного Образования. По завершении каждого раздела данного курса, слушатели с интересом обсуждали, сравнивали и делились опытом работы, полученными педагогическими навыками и умениями в этой области. Очень интересно было всем познакомиться с профстандартами РФ. С большим интересом сравнивались основные положения данного стандарта с Государственным образовательным стандартом Республики Таджикистан. Тема: «Внутришкольный контроль: современные тенденции управления», глубоко заинтересовала слушателей и развернутая беседа, а также дискуссии по данному вопросу смогли полностью раскрыть сущность проблематики.
По завершении курса слушатели смогут успешно справиться с задачами самостоятельного использования полученных знаний и умений, взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру в Таджикистане.
Одной из актуальных проблем современного образования в Таджикистане является обучение и воспитание детей с инвалидностью. Важность включения таких детей в социум, расширения для них доступа к образованию является первостепенной задачей правительства Таджикистана.
Курсы для педагогов дошкольного и младшего школьного образования по теме: «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном и среднем уровне общего образования» привлекла широкую аудиторию слушателей-педагогов. Так как данная сфера образования в Таджикистане менее изучена, местные педагоги с большим интересом восприняли данный материал. Лектор Вечканова Ирина Геннадиевна, также познакомила слушателей с Российскими образовательными программами, стандартами дошкольного, начального и среднего образования. Формы и методы инклюзивного образования получили высокую оценку педагогов. Были показаны фильмы, проведены тренинги и даны методические рекомендации по индивидуальному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Со слушателями удалось обсудить актуальные вопросы формирования толерантного отношения общества к совместному образованию детей с ОВЗ, обсудить и проанализировать опросники для родителей об их отношении к инклюзии. Очень понравились слушателям проведенные тренинги по составлению индивидуальных образовательных маршрутов. Они смогли познакомиться с современным набором диагностик уровня развития ребенка от рождения до 18 лет. Ход семинара полностью изменилось благодаря радостному возбуждению от прочитанных слушателями стихотворений русских и персидско-таджикских поэтов.
В целом, проведенные Международной Академией Современного Профессионального образования нынешний цикл лекций и семинаров, которые призваны повысить квалификацию педагогов Таджикистана, оказались очень полезными и познавательными. С большим восторгом педагоги отзываются об охвате и методе работы специалистов и интересных семинарах и тренингах с использованием мирового педагогического опыта.
По итогам совместных мероприятий была достигнута договоренность об организации нескольких новых курсов по тайм-мененджменту для руководителей, библиотечного дела, дефектологии, а также издания совместного журнала. Исходя из намеченных планов в скором времени директора областных филиалов Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров из Курган-тюбе, Худжанда, Куляба и Хорога смогут поехать в город Санкт-Петербург на учебу и повышение квалификации.
На заключительной церемонии гости вручили дипломы об учебе в режиме-онлайн по курсу «Мененджмент в образовании», а также удостоверения об окончании проведенных двух вышеуказанных курсов. Выступая на этой церемонии, Первый заместитель министра образования и науки РТ – Мирбобоев Рахматулло Мадаюбович дал высокую оценку совместной деятельности Санкт-Петербургской академии и Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Он также отметил многолетнее сотрудничество Российской Федерации с Республикой Таджикистан во многих областях, в том числе и в сфере образования.
Выражая благодарность всем специалистам Международной Академии Современного Профессионального образования Санкт-Петербурга, хочется верить, что в дальнейшем наше сотрудничество будет углубляться. Будут подготовлены и другие курсы, семинары и тренинги по наиболее важным и интересным темам. Так как, сегодня перед Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МНО Таджикистана, остро стоит вопрос об обновлении содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров, распространения инноваций и передового опыта профессионального образования, получение нового педагогического знания, выявление и анализ мировых тенденций развития образования и педагогической науки, научно-методическое обеспечение компетентного подхода к образованию и повышение качества образования, экспертная и консультативная работа, направленная на совершенствование образовательной деятельности, а также, содействие воспитанию научно-педагогических кадров и профессиональному развитию педагогов.
Поставленные цели невозможно достичь без методологической, научной и профессиональной помощи наших партнеров, без учета современных форматов обучения передовых государств и высоко зарекомендовавших себя в научных кругах специалистов. Исходя из этого, мы надеемся, что в дальнейшем сотрудничество нашего института с Международной Академией Современного профессионального образования Санкт-Петербурга будет продолжаться и развиваться и позволит привлечь слушателей по наиболее важным инновационным и профессиональным направлениям.
Зебунисо Файзуллаева,
советник ректора
Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования МО Таджикистана