Вклад женщин в развитие мировой психологии и педагогики.

Вклад женщин в развитие мировой психологии и педагогики.

Большинство педагогов сегодня – это представительницы прекрасного пола. Немало в мире и женщин-психологов, практикующих и преподающих. В преддверии Международного женского дня МГАПС с признанием и благодарностью рассказывает о выдающихся отечественных и зарубежных женщинах – учёных, практиках, посвятивших свою жизнь педагогике и психологии.

Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) – самое яркое имя ХХ века в области детской психологии: неординарная личность, скрупулёзный теоретик и талантливый экспериментатор. Уже на втором курсе университета под руководством Выготского Л.С. провела первое экспериментальное исследование. Большую часть времени Божович работала над поиском закономерностей психического развития детей. Она вдумчиво изучала природу их поведения, разбираясь в причинах появления недисциплинированности и отставания от учебной программы.

Лидия Ильинична критиковала традиционную позицию о психике детей, как о пассивном отражении действительности и окружающих условий, и взамен предложила и обосновала тезис о наличии свободного, активного, внутреннего развития.

Результатом деятельности учёной явилась разработка оригинальной концепции возрастного подхода; освещение в трудах вопросов особенностей развития ребёнка, своеобразия структуры детской личности, причин образования так называемого аффекта неадекватности.

 

Ещё одна интересная личность из плеяды выдающихся учёных, добившаяся высот в психологии и философии, а также блестяще проявившая талант в области детской психологии, стала Бюлер Шарлота (1893 – 1974). В 1920-1930 годы Бюлер являлась руководителем школы, которую она основала в Вене, получившей известность благодаря исследовательской деятельности в сфере возрастной психологии.

Результат деятельности:

1. В изучении проблем психологии личности: разработка идеи интенциональности – структурного наполнения личности изначальным ценностным и смысловым фундаментом, глобально не меняющимся в ходе жизни. Она разработала систему периодизации внутреннего развития человека.

2. Изменение базового «коэффициент интеллекта» более точным «коэффициентом развития» - соотношением возраста ребёнка и уровня его психических состояний.

Разработка целостного подхода, исследующего каждый период жизни человека и методический материал, собранный Шарлоттой Бюлер и её сотрудниками, является ценным и для современной науки.

 

Талантливый психолог Зейгарник Блюма Вульфовна прожила интересную, наполненную смыслом жизнь с 1900 по 1988 г., проходила обучение в Германии у К. Левина.

Результат деятельности: основание отечественной патопсихологии (патологии мышления); исследовательская работа по вопросу забывания завершённых и незавершённых действий, завершившаяся открытием эффекта лучшего запоминания действий, которые не были завершены: исследовательская деятельность в области общепсихологических проблем личности.

Зейгарник критически относилась к психотерапевтической практике, считая, что полноценно развитая личность может справиться с внутренними проблемами самостоятельно, и только личность, не умеющая регулировать своё психическое состояние, нуждается в помощи психотерапевта.

 

Зинченко Татьяна Петровна (1939 - 2001) – талантливый учёный в области экспериментальной и когнитивной психологии. Отличительная черта: семейная преемственность к науке (отец и брат также были выдающимися психологами).

Основными предметами исследования Зинченко Т.П. явились селективная интерференция в структуре внимания, память.

Результат деятельности: разработка метода определения пригодности работника к выполнению конкретных функций; проведение доказательной аналогии между эффектом Струпа и ответами, которые должен дать исследуемый; более 170 публикаций.

 

Менчинская Татьяна Александровна (1905-1984) – выдающийся учёный и доктор наук по педагогической психологии, внёсший огромный вклад в науку. Она разрабатывала программы для обучения дошкольников, опираясь на связь обучение-развитие. Явилась одной из первых приверженцев развивающего обучения.

Результаты деятельности: написала 3 монографии, более 100 публикаций, из которых выделяется: «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» - уникальный труд, не имеющий аналогов; провела масштабное исследование, результат которого представлен в книге «Развитие психики ребёнка. Дневник матери».

 

Ещё один представитель плеяды пяти знаменитых учеников Выготского Л.С., в последующем выдающийся психолог и дефектолог Морозова Наталия Григорьевна (1906-1989). Также вела обширную практику преподавания.

Областью работы Морозовой Н.Г. стала детская и специальная психология. Она проводила исследования, в ходе которых изучала психологию «особых» детей, изучала способы формирования познавательных интересов у учащихся с различным уровнем развития.

Основной предмет исследования: воспитание интересов у детей, особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста.

 

Хорни Карен (1885-1952) – практикующий психоаналитик и вдумчивый учёный в области возрастной психологии, психотерапии, психологии личности. Была последователем фрейдистской системы, разработала свой вариант неофрейдизма.

Вела обширную работу с пациентами-невротиками. Выделяла важность окружающей социальной среды для формирования личности. Считала, что самореализация обусловлена беспокойством за свою безопасность, выделяла главные невротические наклонности: компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти.

Её тезис «коренной тревоги», способы разрешения личностных конфликтов с помощью трёх стратегий поведения, направленных на защиту, явились новым взглядом в психологии личности и имели глубокое влияние на развитие психологии как науки

 

Гиппенрейтер Юлия Борисовна (род. 1930) – выдающийся теоретик и практик, психолог и профессор МГУ. Изучает экспериментальную психологию, занимается системной психотерапией

Результат деятельности: исследование развития звуковысотного слуха, обосновавшее торможение развития у ребёнка слуха за счёт освоения тембрового языка, более 75 научных работ, в том числе бестселлер «Общаться с ребёнком. Как?», ставший настольной книгой сотен тысяч родителей и педагогов на всём постсоветском пространстве. Каждому профессионалу знаком учебник Юлии Борисовна «Введение в психологию».

Завершая список блестящих учёных-женщин нашей современницей, Юлией Борисовной Гиппенрейтер, следует отметить и других ныне действующих психологов, работа которых полезна сегодня и определённо повлияет на развитие науки и практики в будущем. По мнению Московской гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы, это, прежде всего, преподаватели Московского государственного университета имени М.Ю. Ломоносова:

  • Андреева Галина Михайловна;
  • Хомская Евгения Давыдовна;
  • Ляудис Валентина Яковлевна;
  • Цветкова Любовь Семеновна;
  • Петровская Лариса Андреевна;
  • Салмина Нина Гавриловна (учебный центр по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса в высшей школе);
  • Николаева Валентина Васильевна (кафедра нейро- и патопсихологии);
  • Решетова Зоя Алексеевна (кафедра педагогики и педагогической психологии);
  • Соколова Елена Теодоровна (кафедра нейро- и патопсихологии);
  • Ждан Антонина Николаевна, профессор кафедры общей психологии;
  • Спиваковская Алла Семеновна, профессор кафедры нейро- и патопсихологии;
  • Кабаченко Татьяна Сергеевна психологии труда и организационной психологии;
  • Леонова Анна Борисовна психологии труда и организационной психологии.

Все эти необыкновенные женщины: ушедшие великие учёные, наши прогрессивные современницы, молодые перспективные учёные будущего сегодня служат примером для своих соотечественниц, коллег и последователей.

МГАПС поздравляет с 8 марта всех представительниц прекрасного пола из числа вышеупомянутых педагогов и психологов, действующих преподавателей, слушателей курсов, администрации и посетителей сайта! Расцветайте, несите миру добро, созидание и знание – ваш вклад в просвещение неоценим!